Голосовые шлюзы – полноценная замена офисной АТС.
Да или нет?
28.03.2020
VoIP-шлюзы: в чем их преимущества и могут ли они заменить АТС ? В каких ситуациях их выгодно использовать, а в каких – нет ?
IP-телефония открывает большие возможности для эффективной организации бизнес-процессов. Голосовые (VoIP, IP, SIP) шлюзы – один из вариантов подключения телефонных аппаратов или офисной АТС к IP-сети. Рассмотрим особенности и функционал этих устройств. Также мы наглядно разберем, когда их применение выгодно и целесообразно, а когда нет. В этом нам помогут 4 ситуации из практики.
Голосовой шлюз - устройство IP-телефонии, которое подключается к сети передачи данных, например, к сети Интернет. А уже к нему подключают оборудование – АТС или телефонные аппараты, то есть оно объединяет сеть передачи данных с телефонной сетью. Таким образом, устройство выполняет роль переводчика – оно трансформирует голосовой трафик из одного формата в другой.
Типы устройств
Аналоговые голосовые шлюзы (FXO, FXS)
Применяются для подключения обычных телефонных аппаратов или аналоговых АТС.
Варианты: D-Link, CISCOSB (LinkSys) и др.
Устройства универсальны, компактны, просты в эксплуатации, а потому широко используются крупными и небольшими компаниями независимо от сферы деятельности.
Цифровые голосовые шлюзы (E1)
Применяются только с АТС.
Варианты: Audiocodes, Eltex, Cisco и др.
Выбор между этими двумя видами устройств зависит от стоящих перед вами задач и от того, какое оборудование уже имеется на объекте.
На рынке также представлены голосовые шлюзы высокой плотности. Их отличительная черта – возможность подключения от 16-ти до 72-х телефонных аппаратов. За счет такой емкости стоимость устройств высока. По этой причине такое решение для IP-телефонии используется в основном в масштабных проектах. Для небольших компаний и стартапов этот вариант затратен, а потому нецелесообразен. Например, для обслуживания нужд офиса достаточно моделей с 1-8 портами.
Функционал
Выбор между АТС и голосовым (VoIP, IP, SIP) шлюзом – непростая задача. Ее решение зависит от ваших целей, так как функции этих систем частично дублируют друг друга, из основного:
- возможность задать номера для телефонных портов (номерной план для внутренних абонентов);
- перенаправление входящих вызовов на свободный телефонный аппарат, по которому в данный момент никто не беседует;
- перевод вызовов;
- переадресация звонков.
На первый взгляд, шлюзы – полноценная замена АТС. Но функции цифровых или IP-АТС эти устройства выполнять не могут, так как не поддерживают ряд важных опций, например:
функции АТСРазницу в функционале голосовых шлюзов и автоматических телефонных станций легко продемонстрировать на примере.
Есть компания, у которой имеется два городских номера:
- один для внутренних нужд (решения вопросов бухгалтерии и т.д.)
- второй для приема звонков от клиентов.
Очевидно, что для автономного решения этих двух задач владельцу компании потребуется организовать две отдельные группы для распределения вызовов.
АТС легко решит эту проблему. А голосовой шлюз – нет, так как он может распределять вызовы только в рамках одной группы.
Варианты решения:
- Купить АТС.
- Приобрести два шлюза – по штуке на каждый номер (один для бухгалтерии, второй – для обработки заказов). Здесь остановимся подробнее – вариант, на первый взгляд, практичный и решает проблему. Но что, если понадобится перевести вызов заказчика на линию бухгалтерии? Или кому-то из сотрудников потребуется позвонить бухгалтеру по внутреннему номеру?
Эти вопросы требуют ответа, но они вторичны. Главные вот в чем:
- Какое из этих решений IP-телефонии выгоднее не на абстрактном примере, а для решения ваших конкретных задач ?
- Какое из них предпочесть в зависимости от стоящих перед бизнесом целей, масштабов компании и специфики деятельности?
Мы смоделировали 4 разноплановые ситуации, которые помогут разобраться с этими вопросами.
- В наличии расширяемая аналоговая АТС
Дано:
- В офисе есть рабочая аналоговая АТС в конфигурации 6 на 16 (модель с 6-ю городскими и 16-ю внутренними абонентами).
- Система расширяемая – можно увеличить количество городских линий до 8, количество внутренних линий – до 24.
Если возможности имеющейся АТС покрывают все нужды компании, то есть, необходимости в дополнительных опциях нет (например, в интеграции с CRM-системами, записи разговоров и т.д.), достаточно приобрести голосовой шлюз емкостью в 4-8 портов и подключить действующую АТС к провайдеру IP-телефонии.
Рекомендация: в этом случае экономически невыгодно заменять рабочую телефонную станцию на шлюз с емкостью, эквивалентной числу всех сотрудников. Практичнее воспользоваться потенциалом имеющегося оборудования.
- В наличии телефонная кабельная сеть + проводные телефонные аппараты
Дано:
- В офисе проведена телефонная кабельная сеть.
- Компания использует проводные телефонные аппараты.
При таких исходных данных потребуется шлюз с емкостью, соответствующей потребностям организации. Аналоговая АТС в этом случае невыгодна, так как, по сути, ее покупка – это инвестиция в систему с ограниченным функционалом и без возможности масштабирования.
Если компании не нужны опции записи разговоров, голосового меню и пр., самое выгодное и бюджетное решение – покупка голосового шлюза и подключение услуг IP-телефонии. В этом случае вам не придется тратиться на проведение телефонной кабельной сети и докупать телефонные аппараты.
Если же компании требуются опции АТС (запись разговоров, голосовое меню и т.д.), связка «голосовой шлюз + IP-телефония» проблему не решит – в этом случае нужно подключать АТС. Выбрав для этих целей виртуальную АТС, вы убьете сразу трех зайцев:
1. К системе можно подключить один или несколько шлюзов.
2. Вы получите возможность переводить вызовы между абонентами, чьи телефонные аппараты подключены к разным шлюзам.
3. В вашем распоряжении будут все преимущества АТС без затрат на дооборудование объекта.
Таким образом, голосовые шлюзы в тандеме с виртуальной АТС с минимумом вложений решат все задачи, стоящие перед вашей компанией.
- В наличии кабельная сеть, к которой подключены компьютеры
Дано:
- В офисе есть кабельная сеть.
- Ее используют для подключения компьютеров.
При таких исходных данных для использования голосового шлюза компания будет вынуждена провести дополнительные кабельные линии к рабочим местам. Иначе телефонные аппараты не подключить. Затраты на это мероприятие сведут на нет все потенциальные выгоды.
Оптимальное решение здесь – покупка SIP-телефонов и подключение виртуальной АТС. Этот вариант избавит вас от нецелесообразных трат на кабель и услуги рабочих. Пошаговые инструкции по настройке телефонов можно найти здесь.
- В наличии Wi-Fi для подключения компьютеров
Дано:
- В офисе есть Wi-Fi.
- К нему подключены компьютеры.
В этой ситуации использование шлюзов также обойдется слишком дорого. Придется, как и в предыдущем примере, прокладывать отдельную кабельную сеть, закупать расходные материалы, оплачивать услуги монтажа.
При наличии Wi-Fi-соединения оптимальный выбор – IP-телефония с беспроводной связью DECT (например, от производителей Siemens, Panasonic или Yealink). Это решение включает радио-трубки и «базовый блок», выполняющий те же функции, что и голосовой шлюз. При этом подключение телефонных аппаратов беспроводное, система способна обслуживать до 7-ми трубок и позволяет вести до 7-ми разговоров одновременно.
К виртуальной АТС Цифра-Телеком можно подключить нужное вам количество таких «базовых блоков». При этом они могут находиться в любом месте, где есть доступ к сети Интернет.
Доверьте решение ваших задач профессионалам
Перед тем, как определиться с выбором, следует учесть множество параметров:
- задачи, которые стоят перед компанией;
- оборудование, имеющееся в наличии на объекте;
- масштаб организации;
- сферу деятельности.
Все эти нюансы влияют на целесообразность применения того или иного оборудования для организации телефонии. Не всегда для этого нужно закупать дорогостоящую технику – здесь необходим комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей проекта.
Если вы используете вАТС от Цифра-Телеком, и у вас возникли трудности с решением телекоммуникационных задач на вашем объекте, напишите нам. Мы поможем подобрать оптимальный вариант, который будет эффективен и экономически выгоден конкретно в вашем случае.